Фотосъемка ночного города глазами любителя

Тема в разделе "Общие вопросы фотографии", создана пользователем sT.apple, сен 17, 2016.

  1. sT.apple

    sT.apple Худ. совет

    Данная тема создана мной как прямое продолжение фотодуэли с Олегом К. (конечно Вам желательно с ней ознакомиться здесь. Не волнуйтесь, страниц там всего две :a_g_a: ). Снимки приведенные ниже сделаны именно во время её проведения, но так или иначе мой отбор (в «тройку») не прошли.

    [​IMG]

    24mm, f/14, 2s, ISO 100

    Начну с того, что сразу оговорюсь – я являюсь любителем фотографии с относительно небольшим стажем и опытом. К слову, съёмка ночного города проводилась мною и вовсе впервые. Конечно, приводилось снимать на рассвете/закате, при разных погодных условиях и освещенности. Но не ночью, и не город… Поэтому хочу поделиться именно своим опытом и переживаниями таких фотосессий и надеюсь, что тем, кому это ещё только предстоит будет интересно.

    Как же решиться выйти на фото-прогулку в то время, когда нормальные люди уже спят? Соглашусь, что не легко… В моём случае это просто-напросто безвыходная ситуация – выходных нет, день – работа, ну а ночью как-то уж очень спать хочется. В то же время есть желание вызвать на дуэль и надежда, что Олег примет такие условия. Принял. Значит надо идти.

    Вы спросите – так уж я неопытен? Штатив-то догадался с собой взять? О да, конечно взял! Без него-то я вообще не знаю как бы дело вышло. Собственно говоря, у меня (как и многих, кто целенаправленно идёт на фотосъёмку) должны были сначала появиться хотя бы теоритические знания, так сказать знание матчасти (с точки зрения использования фотоаппарата (ФА), настроек там и прочего) и техники съёмки, ну, и обработки соответственно. Естественно всё это в той или иной мере было давно изучено и принято к сведению. Материалы прочитаны, видео просмотрены, умные люди выслушаны. А накануне всё это дело ещё раз обновлено. Однако на практике я столкнулся с конкретными проблемами и трудностями, что в свою очередь нелегко было решать в фоторедакторах (да к тому же с моим-то опытом :du_ma_et: ).

    Итак, решение идти в город принято. И тут я задумался о вопросах безопасности. Да-да, не смейтесь! Всё очень и очень серьёзно. Ведь в руках дорогая (иногда даже очень) техника, съёмка поздно ночью, а тем более если на окраине, да ещё и где-нибудь в темном переулке (подворотне)… Представили? А теперь добавим минимум – развернутый штатив с ФА, всё остальное в рюкзаке/сумке за спиной(на боку) и Вы, увлечённо куда-то целитесь, делаете пробные кадры, оцениваете их, вертите в голове всевозможные варианты композиции и различные настройки, ну в общем погрузились с головой, а мир в это время сжался до размеров видоискателя И максимум – всё то же плюс подключена вспышка (привлекающая своим светом ночных мотыльков обитателей), фоторюкзак/сумка под штативом, зажжённая сигарета в руке… Ну как? Убежать – и то оперативно не получится, а всем желающим в бубен стучать, так это совсем из сил выбиться можно… :st_ruskiy: Хотя некоторые задумываются об этом только если попадут в такую ситуацию. Надеюсь моя идея в общем ясна, как поступать  - дело за Вами.

    [​IMG]

    50mm, f/4, 1/15s, ISO 3200

    В поход я взял с собой штатив, Canon 5D III, объективы Canon  24-105 4L и 50 1,4, вспышку ЕХ 430 II. Снимал всё в формате RAW+JPG, чтобы по ДЖПегу потом легче отобрать РАВы для дальнейшей обработки.

    Опробованный полтинник, несмотря на его светосилу, уже через короткое время вернулся в рюкзак, где и остался вместе со вспышкой до самого дома. В 50 1,4 остро не хватало угла, при этом возможное сокращение выдержки принципиальной роли не сыграло, т.к. приличная резкость на нём всё равно появляется с f/5,6. Ну а вспышка не понадобилась из-за съёмки в такой композиции, что её свет был без толку.

    [​IMG]

    67mm, f/16, 8s, ISO 100

    Следующее с чем я столкнулся – это ВРЕМЯ. Оно утекало словно песок сквозь пальцы. Установка и выравнивание штатива, выставление композиции и параметров экспозиции, фокусировка,  длинные выдержки, съемка пробных кадров и их просмотр – вот то, что убивало время наповал. Казалось бы, что может быть проще – поставил, снял, собрал, ушёл… Ну 20-30 минут от силы. У меня так не получилось. Наверное на это повлияло ещё и то, что съёмка шла «на ходу». Не было заранее подобранного места, которое ночью смотрелось бы по крайней мере неплохо. Отсюда, кстати, и отсутствие оригинальных и «нестандартных» кадров. У меня же на этом уровне шла борьба за чистоту картинки, максимально возможную с учётом будущей обработки.

    [​IMG]

    24mm, f/4, 1/100s, ISO 640

    Что касается НАСТРОЕК и приготовлений. Съёмка велась по большей части в режиме М (ручной), редкие кадры в режиме Av(приоритет диафрагмы). Как я писал выше информации в голове было вагон и маленькая тележка:

    1. Снимать со штатива;

    Это обязательно! Да, Вы можете поставить ФА на камень, землю, перила и прочее, но часто ли выдаётся такая возможность? И удачны ли будут снимки с таких ракурсов?

     [​IMG]

    60mm, f/16, 5s, ISO 100, но за пару секунд до окончания съёмки задел штатив ногой...

    2. Выставить баланс белого;

    3. Отключить стаб;

    4. Включить блокировку зеркала;

    5. Автофокус отключить после фокусировки (или проводить вручную через экран в режиме Live view. Здесь просто ставим увеличение 10х и доворачиваем колечко);

    6. Поставить задержку спуска на 10с (на 2с часто бывало мало, камера могла ещё вибрировать, а тросика не было :-( );

    7. Менять диафрагму с f/5,6 до 14.

    Если открытая – фонари круглым пятнышком, закрытая – звездочкой, что смотрится более менее (хотя, на вкус и цвет…).

    8. Следить за ИСО.

    Здесь следует отметить то, что ИСО 100 стояло на большинстве кадров снятых со штатива. Это во избежание сильных шумов.  Т.е. время выдержки зависело и регулировалось через диафрагму. Имеется ввиду для требуемой экспозиции.

    Конечно, если ночами напролёт бродить по городу, то со временем все действия отточатся до автоматизма, глаз уже будет намётан какая сцена с какими настройками и как должна сниматься. Но это не про мой случай. :ne_vi_del:

    СВЕТ. С одной стороны его было предостаточно – окна домов, витрины и вывески магазинов, транспортные огни, подсветка мостов и… уличные фонари. Фонари! Ну откуда мне было знать как же сильно они повлияют на общую картинку!

    Большая часть их давала жёлтый свет, который и окрашивал всё вокруг – крал реальные и натуральные цвета объектов поблизости, красил (причем неравномерно) небо и воду. А их форма? Ладно если снимаешь композицию с одним/двумя полузакрытыми и крупным планом. Они освещают грубо говоря небольшое пространство перед собой.

     [​IMG]

    75mm, f/4, 1/20s, ISO 1600

    Но есть же ещё и открытые, те, которые при длительной выдержке норовят превратиться в пятно, дать кучу бликов и ореолов. При съемке общих планов выясняется, что неосвещённых участков также немало и появляется вопрос – как это всё уравновесить?

    [​IMG]

    24mm, f/14, 10s, ISO 100

    В первую очередь я выставлял БАЛАНС БЕЛОГО вручную, автомат тут не всегда хороший помощник. Но если на освещённых жёлтым участках ББ более-менее выравнивался, то на других уходил в синь (в более холодные цвета). Пришлось брать нечто среднее, а потом допиливать в фоторедакторах (к моему глубокому сожалению :-( ).

    [​IMG]

    24mm, f/16, 10s, ISO 100

    Опять же, у каждого ситуация с источниками света может сложиться по-разному. И это очень хорошо если Вы избежите таких проблем.

    Как оказалось в итоге, лучше снимать чуть недоэкспонированные кдры (-0,3, -0,5 EV), а потом доработать в фоторедакторе, чем наоборот. Такой совет в сети Вы и встретите чаще всего.

    Помню как-то раз я поехал снимать звёздное небо, в августе. Так до ближайшего населенного пункта от места съемки (небольшое поле) было около 15км. Луны не было, млечный путь и вся остальная красота на месте. Но вот прикол, глаза вроде как привыкли сразу. Но пока развернули штативы, пока пристрелялись, оказалось, что со стороны деревушки (маленькой причём) небо было засвечено. Жёлтым цветом. Вместе со звездами. Поэтому дальнейшая съемка шла спиной к этому направлению.
    Если рассмотреть вариант черно-белого фото – вполне приемлемо, опять же не в моём случае. Смотрится как какая-то каша, мешанина и сложно что-либо разобрать. Может быть отдельные фото можно было попробовать в ч/б перевести, но результат всё равно не Бог весть какой.

    На этой прогулке я пробовал ночное HDR. На практике обработкой таких фото не занимался (в дневном свете попроще выходит), поэтому при съёмке не знал каким получится итоговый результат. Можно сказать двигался наощупь. :ts_ss: Для получения хорошей эксповилки многие настройки приходилось менять, некоторые из них в обратное положение не возвращались, прыжки из стороны  в сторону тянули за собой цепочку различных манипуляций, и опять же на это тратилось время. При всём при этом в брекетинге я снимал всего лишь по три фото. Многие скажут – а почему не пять или семь? Отвечу просто – время… При обработке и сведении его тоже ушла бы целая уйма.

    Как показала моя практика HDR вывести довольно тяжело и в этом я не преуспел.

     [​IMG]

    Обработал через ФШ

    Хотя именно запасы недо- и переэкспонирования (в двух кадрах из трёх) должны оказать помощь в получении нормальной для работы экспозиции. Учтём ещё и то, что при съёмке следует избегать попадания в кадр двигающихся объектов – машин, людей, а при фотографировании с близкого расстояния – шевеления деревьев от ветра (выйдет больше похожим на смаз), а также смены освещения (светофор, мигающие вывески и т.п.). Замечу, что формат RAW в той или иной мере позволяет вытянуть тени и восстановить светлые участки, но это не стОит воспринимать как панацею. Определённый запас конечно же есть, но он не так велик как кажется с первого взгляда. И шумы. Потом будет серьезная борьба с шумами (цифровыми и цветовыми). Не забываем про Вашу технику – кроп это или ФФ, старая модель или нет (и вообще зеркалка ли? :ni_zia: ) – которая может как облегчить, так и затруднить получение конечного результата.

    Что касается ночного ХДР – есть ещё один момент. Допустим вы делаете всего три кадра (-3(тёмный), 0, +3(светлый), выдержка для каждого из них своя. Ночью, при ИСО 100 и диафрагме 10+ получить третий кадр с «+3» достаточно проблематично, т.к. выдержка выходит за 30с. При отсутствии тросика про режим bulb можно забыть – держа нажатой (с секундомером?) и отпуская кнопку спуска легко шевельнуть камеру. Выход – повысить ИСО до 125, 160, 200 и т.д. Но не это я хотел подчеркнуть. Если в кадре есть вода, то и на разных выдержках она выглядит по-разному. Как и отражения в ней (поэтому если на снимке нет двигающихся объектов, людей, машин, то по размытости отражения на воде уже можно прикинуть как долго были открыты шторки), это касается и источников света. При конвертации «тройного кадра» в ХДР их отражения приобретают паразитные ореолы, борьба с которыми что в ФШ, что в других программах крайне проблематична.

     [​IMG]

    Обработал через Photomatix

    Отмечу, что помимо рек, прудов, луж и прочего, это касается и фонтанов.

    Ночью помимо архитектуры и различных «нестандартных» кадров очень красиво смотрятся треки от фар автомобилей (так называемые «light trails»). Это знают все. Я тоже знал… А вот снять не совсем получилось :dra_chun: Вернее совсем не получилось. Опять же, Вы должны хотя бы приблизительно знать то место, откуда будете снимать. Для себя я определил некоторые особенности съемки, при этом желательно:

    1. Не нарушать ПДД и не рисковать, находясь на (рядом с) проезжей части;

    2. Заранее выбрать место съёмки;

    3. Избегать положения, когда проезжающая машина бьёт фарами прямо «в лоб» (в камеру);

    [​IMG]

    24mm, f/18, 6s, ISO 100

    4. Находиться не на одном уровне с проезжей частью (лучше выше/ниже) или снимать под углом к ней. В этом случае нивелируется (в зависимости от положения) пункт 3, т.к. свет уже не будет попадать под прямым углом. Поэтому часто такие фото снимают с мостов, крыш зданий, на отдалении и т.п.;

    5. Учитывать, что все транспортные средства являются источниками света, а посему – снять машину заезжающую в тёмный двор (кусочек которого она и осветит) это одно, другое – фотографировать целое их стадо посреди освещённого города;

    6. Выдержка подбирается в зависимости от длины трека, который Вы хотите заснять. Бывает, что при съёмке общего плана Вам её не хватает (машины стоят на светофоре, пропускают друг друга на перекрёстках), тогда просто снимите два кадра подряд, а затем в ФШ совместите оба кадра чтобы получить требуемую картинку;

    [​IMG]

    24mm, f/18, 20s, ISO 100

    7. Светофоры. Особенно с яркими LED-огнями. Тут конечно можно извернуться и создать кадр когда все три фонаря горят. Другое дело, что зелёный фонарь дает очень большую яркость, что при длинной выдержке особенно заметно;

    8. Вечерне-ночные пешеходы. Есть конечно те, кто понимает и обходит ЗА камерой, но большинство медленно проходят ПЕРЕД, а то и вовсе встают посреди кадра. Они же видят, что Вы просто стоИте, не снимаете, значит так можно делать. А Вы в это время просто ждёте когда же хлопнет зеркало, т.к. выдержка 12с. Зато потом появляются фотографии, доказывающие существование потустороннего мира [​IMG](призрачные силуэты тому виной).

    В любом случае кадры с треками от машин выглядят интересно и если уж снимаете в темное время суток – обязательно попробуйте их сделать.

    Что касается фотографирования в то время, когда солнце ещё не встало из-за горизонта (или недавно только село), то здесь всё чуточку проще. Так или иначе света сравнительно больше. Чем-то похоже на закат или рассвет по технике съёмки. Только фонари и вывески ещё светятся.

    На этом завершаю своё повествование. Буду рад, если оно окажется полезным.  :uch_tiv:

    Делитесь своим опытом и впечатлениями, выкладывайте фотографии и истории. Как и всегда - обсуждение и вопросы приветствуются.

    Спасибо за внимание.
     
    Последнее редактирование модератором: сен 27, 2016
    Korner, lord, true_major и 2 другим нравится это.
  2. sT.apple

    sT.apple Худ. совет

    Спорное замечание  :hi_hi_hi:

    Но всё равно спасибо  :a_g_a:
     
    Последнее редактирование модератором: мар 30, 2017
  3. true_major

    true_major Худ. совет

    Да, полезная информация этого поста, действительно, стремится к нулю. Тебе бы научиться молчать, если сказать нечего.
     
    Последнее редактирование модератором: мар 30, 2017
  4. lord

    lord Заслуженный участник

    Ииииии.....? А где решение то? Мысль не довели до конца. Рискну предложить (опять же не по своему опыту), пара перцовых баллончиков (один в сумке, другой в кармане), слегка потертая фотосумка без опознавательных знаков. Брать только штатив, ширик, дополнительный аккумулятор и дополнительную флешку. Очень желательно в сопровождение взять друга. Терпеливого друга. Ну и паспорт. Если от гопников ещё и отмашетесь, то от родной полиции вряд ли. :):

    А так, автору топика респект. Мало кто найдёт в себе силы "гулять" по городу по ночам с аппаратурой.
     
    sT.apple нравится это.
  5. sT.apple

    sT.apple Худ. совет

    Ну, если так интересно  :hi_hi_hi:  - я был не один, и у нас была машина. Так сказать, возле неё и базировались, с переездами. Впрочем, перцовые баллончики (один из них автомобильный, здоровенный такой :a_g_a: ), пара бит и мешок смелости.  :bet_ment:  А так, центр города, даже намеков на какие-то проблемы не было...

    А оборудование - ФА, 24-105, штатив, 50 1,4, 70-300, пыха 430II, пара фильтров и отражатель. Понадобились только первые три позиции.

    Эт да, но больше с точки зрения "заставь себя". Тем не менее ещё раз подчеркиваю, безопасность крайне важна. Главное решиться...  :fo_tik:
     
  6. lord

    lord Заслуженный участник

    Машина то есть. Напарника нет. Только полгода как в Москве. :):
     
  7. sT.apple

    sT.apple Худ. совет

    Это не беда. 

    Я вот ночью пока гулять не надумал, лета жду. А еще хочу Москва-Сити в вечернем и ночном свете поснимать. Примеры в сети отлично выглядят. А ещё лучше с крыши небоскребов панорамы сделать.

    В общем, сейчас думаю плавно на вечернюю ("закатную") съемку перейти. Проблема в том, что сам закат очень скоротечен, надо правильно выбрать место и желательно заранее. А если еще нейтральные фильтры использовать - вечер настанет чутка пораньше  :hi_hi_hi:
     
    Последнее редактирование модератором: мар 30, 2017
  8. true_major

    true_major Худ. совет

    Как надумаешь - дай знать. Я бы тоже прогулялся )
     
  9. Reni

    Reni New Member

    Граждане, а возьмите совсем начинашку с собой  :rolleyes:
     
    panpetroff нравится это.
  10. true_major

    true_major Худ. совет

    Если мы с sT.apple организуемся, то напишем на форуме.
     
    Reni и panpetroff нравится это.
  11. sT.apple

    sT.apple Худ. совет

    Я думаю запросто.

    Может даже отдельно клич заранее кинем, для поиска желающих. Вместе как-то веселее. 

    Погода в Мск сами видите пока какая. Облачность такая не особо нужна, но главное ХОЛОДНО. Это очень важно. Потому что через 20 минут озябшие кочепятки дадут о себе знать. Хотя на вечернюю непродолжительную съемку у того же москва-сити можно скатать, да и без машины. Фильтры только не забыть со штативом.

    Паша, пиши в ЛС, если что.

    Всецело за. Какая техника есть? Если что - ЛС открыт.
     
    Последнее редактирование модератором: май 11, 2017
    Reni, true_major и panpetroff нравится это.
  12. Reni

    Reni New Member

    Только познаю прекрасный и удивительный мир фото :):  так что в наличии есть Canon 650D с китовым объективом и Canon EF 50mm f/1.4 

    Если не против, могу прикрепить пару моих фото)
     
  13. sT.apple

    sT.apple Худ. совет

    Не против, только ночной съемки :hi_hi_hi:

    А так, в Клубе и Галерея есть, и спецтемы, и по обсуждению/критике работ тоже есть. Добро пожаловать :uch_tiv:  
     
    Reni нравится это.
  14. true_major

    true_major Худ. совет

    Для фото есть отдельный раздел. Создавайте свою тему и размещайте ) 

    Для съемки вечерних пейзажей обязателен штатив и желательны светофильтры. 
     
    Reni нравится это.
  15. Reni

    Reni New Member

    штатив есть, фильтров нет)

    У меня пока нет столько стоящих фото, чтобы для них отдельную тему создавать :)

    одну, маленькую) Посмотреть вложение 6525
     
  16. sT.apple

    sT.apple Худ. совет

    Не столь важно пока. Скоро обязательно появятся. :a_g_a:
     
  17. Башмачник

    Башмачник Участник

  18. Башмачник

    Башмачник Участник

    :): Тоже Гелиос 44, ночью можно снимать практически чем угодно,  это не днём, где и боке чуть ли не главнее самого объекта съёмки

    Посмотреть вложение 6707
     

Поделиться этой страницей